К чему приведет внедрение CORSIA в России для отечественной авиации

Министерство экономического развития РФ инициировало общественное обсуждение законопроекта, предусматривающего изменения в Воздушный кодекс и закон об ограничении выбросов парниковых газов. Цель этих поправок — интеграция России в международную систему CORSIA, разработанную ИКАО для компенсации выбросов в гражданской авиации, хотя эксперты предупреждают о потенциальном росте цен на энергоресурсы и сырье.

Новый вызов для российской авиации: интеграция в международные климатические схемы

Согласно документу, российские авиаперевозчики с годовыми выбросами свыше 10 тыс. тонн СО₂-экв. будут обязаны предоставлять соответствующую отчетность. Начиная с 2031 года, они должны будут компенсировать эмиссии за счет покупки углеродных единиц. Как отметил заместитель министра экономического развития Максим Колесников, интеграция стандартов CORSIA в российское законодательство откроет доступ к стабильному спросу на российские углеродные единицы и может поддержать их цену на уровне 70-90 долларов США.

При этом в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует оценка потенциальных затрат авиакомпаний. По данным российского подразделения международной компании Earthood, расходы отечественных авиаперевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут составить от 61 до 258 млрд рублей. Несоблюдение правил CORSIA, которые с 2027 года станут обязательными для всех стран-членов ИКАО, повлечет штрафные санкции, однако их размер и механизм применения пока не определены.

Наиболее дискуссионным аспектом законопроекта стал предлагаемый механизм имплементации. Текущая редакция предусматривает введение “отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов”. Их перечень и круг регулируемых организаций будут определять отраслевые органы власти. Это создает прецедент для существенного расширения числа компаний, подпадающих под углеродное регулирование, поскольку сейчас такие требования применяются только к организациям с ежегодной эмиссией более 50 тыс. тонн СО2-экв., независимо от отрасли.

Ни текст законопроекта, ни пояснительные материалы не уточняют, какие именно меры могут быть отнесены к “отраслевым”. В мировой практике наиболее распространены квотирование выбросов или введение углеродного налога. На текущий момент система квотирования в пилотном режиме действует только в рамках Сахалинского эксперимента, итоги которого будут подведены в 2028 году. На протяжении его реализации уже звучат разные мнения об эффективности тестируемых инструментов, и существуют сомнения в их практической пользе.

По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации ООО “Кэпт Верификация”, не стоит преувеличивать значение отраслевой инициативы. CORSIA является внешним драйвером, который может способствовать развитию углеродного рынка в России и стимулировать компании реализовывать климатические проекты с возможностью монетизации. Однако правила и стандарты развития инициативы пока определены лишь рамочно и будут эволюционировать. Если же рассматривать участие России в CORSIA как триггер для трансформации всей системы регулирования выбросов на национальном уровне, это может привести к преждевременным решениям из-за высокой степени неопределенности.

Специалисты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее указывали, что масштабирование “Сахалинской модели” на всю страну не является эффективным решением. Это не позволит достичь ни одной из ключевых целей климатической политики: ни увеличения бюджетных поступлений, ни защиты от “трансграничного углеродного налога” ЕС, ни успешной интеграции в мировой углеродный рынок согласно статье 6 Парижского соглашения.

Что касается углеродного налога, то его потенциальное введение в России, по оценкам ИНП РАН, способно спровоцировать значительный рост цен на ключевые товары: электроэнергию (до +25%), тепловую энергию (до +80%), минеральные ресурсы (до +35%) и удобрения (до +50%). Совокупно это может подстегнуть инфляцию и лишить перспектив развития целые отрасли экономики.

Лукин также отмечает, что меры регулирования должны быть направлены на стратегически важные технологии и решения, приоритеты которых пока не определены. Введение дополнительных мер углеродного регулирования может быть преждевременным и способно дать обратный эффект. Российский бизнес крайне чувствителен к новым регуляторным нагрузкам, которые могут привести к отсрочке инвестиционных и модернизационных программ. В итоге это может не сократить, а увеличить объем выбросов из-за нереализованного модернизационного потенциала.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее неоднократно заявлял, что власти продолжат придерживаться “мягкой модели” регулирования, основанной на обязательной отчетности и добровольном характере климатических проектов. Однако текущий законопроект, предоставляющий ведомствам широкие полномочия по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о резком изменении позиции. Остается открытым вопрос о причинах таких изменений и о наличии у правительства качественной оценки рисков.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/

Комментариев пока нет.